Илья и его семья
Год назад Илья настоял на том, что сам будет ездить на автобусе в школу. А с этого учебного года он стал ездить еще дальше от дома – до компьютерных курсов.
Родители инициативу с удовольствием поддержали – нельзя идти на поводу своих тревог и в самом зачатке гасить в ребенке стремление к самостоятельности. Ведь именно самостоятельность делает человека уверенным в себе, придает внутреннее спокойствие и позволяет гордиться собой. Это особенно важно для людей с инвалидностью. У Ильи ДЦП, но он учится в самой обычной школе в шестом классе, учится хорошо – у мальчика всего одна четверка. Как говорит мама Александра, это тоже была их принципиальная позиция – никаких коррекционных школ. Илья имел прекрасный интеллектуальный потенциал, который нужно было развивать, не обращая внимание на сложности с движением. Да, непросто выделяться в школе среди других ребят, приковывая взгляды, непросто привыкнуть к такому. Но и это – часть подготовки к будущей, взрослой жизни.
У Александры были сложные роды, и она вместе с супругом, тоже Александром, с самого начала понимали, что Илья будет развиваться медленнее сверстников. Окончательный диагноз Илье поставили уже после года. Конечно, мама и папа полностью погрузились в тему, пытаясь выбрать с учетом мнения врачей те методики лечения и программы реабилитации, которые подходили бы именно их сыну. Благодаря постоянным усилиям родителей Илья сам начал переворачиваться и пополз к двум годам, еще через полгода – «бегал» на четвереньках. Потом учились стоять и ходить при помощи горнолыжных ботинок – они крепко фиксируют голеностопный сустав и так распределяют нагрузку, что ноги начинают слушаться, а нагрузка на поясницу становится легче.
- Мне очень помог тогда форум родителей общероссийской организации «Детей-Ангелов», нашего отделения тогда еще не было, - говорит Александра. – Мамы со всей страны делились своим опытом, кроме полезной информации, это было еще человеческое общение с теми, кто тоже внутри проблемы, это так необходимая поддержка.Кроме регулярных выездов на выбранную нами программу реабилитации, мы начали заниматься по инновационной программе сложнокоординационного горнолыжного спорта для детей с ОВЗ «Лыжи мечты». Тогда занятия проходили только в Москве, сейчас они есть и в Твери, посещали все творческие занятия семейного клуба «Детей-ангелов», он тогда уже начал работать. Были участниками первого состава студии инклюзивного танца «Angel Dance», из которого пришлось уйти через два сезона. У Ильи родилась сестра и времени просто перестало хватать на все. Выбор сделали в пользу школы по адаптивным видам спорта, где Илья занимается легкой атлетикой – метание копья, диска, толкание ядра. Он неоднократно становился призером и победителем региональных и всероссийских соревнований по легкой атлетике среди лиц с ПОДА, у него два значка ГТО: бронзовый и золотой.
По словам Александры, еще одним шагом к воспитанию самостоятельности с ранних лет служит доверие к детям. Так, учеба, домашнее задание, планирование времени – это все сфера ответственности самого Ильи. Мама и папа подключаются только тогда, когда ребенок сам просит помочь.Илье очень нравится получать хорошие оценки и в целом положительный результат от своей работы. Поэтому он старается и контролировать его в этом – лишнее. Так, этим летом Илья три недели провел в лагере «Романтик», куда ездил один, без родителей. Невероятное мужество и еще одно достижение для ребенка с ДЦП.
- Когда ты доверяешь детям, они доверяют тебе, - делится Александра. – Я стараюсь быть очень внимательной ко всему, что дети рассказывают, чем делятся, даже, если это, на первый взгляд, как будто мелочь. Научил меня этому случай из нашей жизни. К сожалению, в какой-то момент в школе стало происходить что-то, ранящее Илью. Почему – понятно. Сначала я не придавала значение его словам – всякое бывает. Но все оказалось сложнее, пришлось активно подключаться к решению. К счастью, сейчас дети уже переросли проблему. Мы долго и доверительно говорили с Ильей - мне было важно донести до него, что мир такой – разный, хороший и плохой, и люди разные. Что на пути у человека много ситуаций, где он должен принимать решение, делать выбор, опираясь только на себя, свой внутренний стержень. Без воспитания своей воли, любви к труду, усердия его сложно сформировать.
Когда взрослые включены в жизнь друг друга и в жизнь детей, когда чувствуется бережное отношение ко всем членам семьи, то и дети за основу берут этот пример. Илья заботиться о маленькой Ксюше, а она все угощения сначала несет ему. Любимое время в семье, когда можно куда-то поехать всем вместе, или пойти в театр, в музеи или на выставки. А летом уехать на дачу, чтобы купаться, загорать и заботиться о растениях в саду.